Музей



Ровно 80 лет назад в истории нашей республики произошло историческое событие: был построен и введен в строй действующий первенец дагестанской индустрии Государственный завод союзного значения, получивший название «Двигательстрой» (№182).
Многолетняя история АО «Завод «Дагдизель» теснейшим образом связана с развитием оборонной отрасли России, а именно с производством и совершенствованием образцов корабельной подводной техники.
Еще в 1932 году в пустынной заболоченной местности появились палатки строителей организации «Двигательстрой», работы которой успешно были завершены в 1937 году, когда раскинувшийся на берегу Каспийского моря современный завод №182 приступил к производству мощных образцов торпедной техники.
Меняя на трудном пути становления и своего расцвета названия: «Двигательстрой», завод №182, «Дагдизель», АО «Завод «Дагдизель», он всегда оставался верным своему предназначению: крепить обороноспособность страны, обеспечивать людей работой, показывать пример подлинного интернациолизма.
История свидетельствует, что приоритетными объектами стройки считались тепловая электростанция, самотечный водовод от Бекенеза, испытательная станция в море, ставшая образцом строительного искусства. Один за другим возводились производственные корпуса, полным ходом монтировалось оборудование, шла подготовка к выпуску опытных образцов изделий.
С 1938г. предприятием руководил Владимир Иванович Алферов - автор ряда разработок, впоследствии лауреат Ленинской премии, Герой Социалистического труда, доктор технических наук.
К началу ВОВ завод № 182 был уже одним из крупнейших действующих предприятий на Северном Кавказе. Его производственные площади составляли 11280 кв.м. , численность персонала - 600 человек. Особое внимание уделялось выполнению заданий по выпуску основной продукции.
К 1940 году выпуск современных (того времени) скоростных торпед перевалил за 600 единиц.
Во Время ВОВ завод принял на свои площади материальную часть и большие коллективы эвакуированных заводов (№ 175, 215 и части других); в короткие сроки освоил производство авиационных образцов изделий, а также производил большое количество бомб, снарядов, автоматов ППШ, минометов.
Известно, что в годы войны в финском заливе с помощью изделий нашего завода было потоплено несколько военных кораблей фашистов.
В 1942 году, несмотря на вынужденную эвакуацию основного производства, оставшиеся цеха успешно выполняли фронтовые заказы, поставляя вооружение для сухопутных войск.
Весной 1944, после реэвакуации, были восстановлены и пущены все цеха основного производства. Успешно выполнен заказ по основному профилю завода - авиационным образцам изделий торпедостроения 45-36 АН.
В 1949г. начинается освоение и выпуск дизельной продукции, идет интенсивное обновление станочного парка и переориентация заводского производства на выпуск гражданской продукции.
Начало шестидесятых годов ознаменовалось освоением заводом принципиально новых образцов торпедной техники с электрической энергетикой.
Постоянное совершенствование теории, практики и конструирования, освоение передовых технологий позволили заводу «Дагдизель» занять ведущее место среди предприятий 4-го Главного Управления МСП, включиться в тесное сотрудничество с проектными организациями в деле создания морского оружия новых поколений.
Коллектив завода воспитал ряд талантливых руководителей, конструкторов и ученых, таких как Левченко М.П., Аливердиев А.А., Абакаров А.И., Феофилов В.И., Зыков А. А., Филин П.И. и многих других.
За своевременную и качественную поставку новой техники завод «Дагдизель» дважды был награжден высшим орденами Советского Союза: орденом Ленина (1971) и Орденом Октябрьской Революции (1983г.).
В настоящее время на завод приходится четверть всего объема производства промышленной продукции и четверть налоговых сборов по промышленности в Дагестане.
В 2008г. АО «Завод «Дагдизель» вошел в состав государственного холдинга «Концерн «Морское подводное оружие - Гидроприбор», а в 2015 году в состав АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение».
Начиная с 2017 года наблюдается увеличение численности, связанное с набором молодых рабочих для работы в цехе, который оснащается новым современным оборудованием в рамках реализации проекта «Реконструкция и техническое перевооружение производства подводного оружия на АО «Завод «Дагдизель».
Сейчас на заводе идет техническая модернизация, которую планируют завершить в 2018 году. Для реализации новых проектов готовятся новые кадры, которые прошли обучение и стажировку на предприятиях, входящих в состав АО «Корпорации «Тактическое ракетное вооружение».

Завод после перенесенных финансовых трудностей и пребывания на грани банкротства возвращается к жизни, готовится к выпуску новой продукции, рассчитался с долгами и вышел на прибыль. Предприятие готово наладить производство технических товаров гражданского назначения и судовых дизелей. В настоящее время на заводе готовятся к испытаниям новейшей подводной торпеды собственной разработки.

26 апреля 2019 года

Росгвардия посетила музей истории завода «Дагдизель», где гостям были продемонстрированы этапы становления предприятия, жизнь заводчан во время Великой Отечественной войны и т.д.
«Мы всегда готовы к гостям, нам есть что рассказать и что показать. Богатая история нашего завода не оставит никого равнодушным. Немало тружеников предприятия были участниками Великой Отечественной войны и не понаслышке знают, что такое война, смерть, разруха, но, несмотря на это мы выстояли и одержали победу», – отметил заместитель директора завода «Дагдизель» Михаил Халимбеков.

 

Ниже представлены фотографии из истории Завода Дагдизель, раннее называемого Двигательстрой

Кто то найдет своих дедов, матерей родственников. Если у вас будет какая то история и фотоматериалы, присылайте на почту timur_sheihov@mail.ru. Мы обязательно их разместим.

Зам начальника отдела ИТ  Шейхов Тимур Нажмутдинович.

 

 

Аэродинамическая компоновка крыла оптимизирована для полёта с использованием экранного эффекта, когда под летящим на высоте нескольких метров самолётом образуется сжатие воздуха, увеличивающее подъёмную силу: большой угол атаки крыла малого удлинения 3.25 со стреловидностью 15°.

Мощная механизация крыла используется на взлёте для создания воздушной подушки. Экранолёт вооружён турельно-башенной пулеметной установкой «УТЕС-М» (два пулемета НСВТ калибра 12,7 мм). Экипаж десантного экраноплана состоит из 9 человек.

«Орлёнок» предназначен для переброски морских десантов на дальность до 1500 км, он взлетает при высоте волн до 2 метров и развивает скорость 400—500 км/час. Погрузка и выгрузка людей и техники осуществляется через откидывающуюся вправо носовую часть. Аппарат способен принять на борт до 200 морских пехотинцев с полным вооружением или две бронированные машины (танкБТРБМП). Благодаря конструктивной схеме, экраноплан может свободно преодолевать минные и сетевые защитные заграждения просто перелетев над ними.

Разработка проекта экраноплана велась с начала 70-х годов под руководством В. Н. Кирилловых в ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева — на основе конструкции и аэродинамической компоновки экраноплана КМ.

Заложили первый «Лунь» в 1983 году на опытном заводе «Волга», находившимся при ЦКБ в городе Горький16 июля 1986 года был произведен первый спуск экраноплана на воду[7] с последующим перенаправлением в город Каспийск для дальнейших испытаний и достройки аппарата. В марте 1987 начались конструкторские ходовые испытания, в июле 1989 года — заводские. 26 декабря 1986 подошли к концу государственные испытания. В 1990 году экраноплан был передан в опытную эксплуатацию, которая завершилась через год — в 1991 году[3].

Экраноплан «Лунь» входил в 236 дивизион кораблей-экранопланов Каспийской флотилии[2]. На момент декабря 2001 года в составе Военно-Морского Флота Российской Федерации экраноплан проекта «Лунь» не числится, то есть является списанным[1][8]. Он был законсервирован в сухом доке на территории завода «Дагдизель» в Каспийске. Вся секретная электроника сдана на склады[2].

Изначально планировалось создать восемь ракетных экранопланов типа «Лунь», однако из-за финансовых проблем и военной целесообразности эти планы реализовать не удалось. Тем не менее, на момент прекращения работы над созданием экранопланов проекта 903 создавался ещё один корабль «Лунь», но завершён он не был