ЗАВОД В РЕТРОСПЕКТИВЕ



В 2022 году исполняется 90 лет со дня основания крупнейшего завода и 85 лет со дня введения в строй действующего предприятия — первенца дагестанской индустрии Государственного завода союзного значения «Двигательстрой», или завода 182, а в последующем АО «Завод Дагдизель».

Многолетняя история АО «Завод «Дагдизель» теснейшим образом связана с развитием оборонной отрасли России, а именно с производством и совершенствованием образцов подводного оружия.

В 1932 году в пустынной заболоченной местности появились палатки строителей организации «Двигательстрой», работа которой успешно была завершена в 1937 году, когда раскинувшийся на берегу Каспийского моря современный завод №182 приступил к производству новейших по тому времени образцов морского подводного оружия.

Меняя на трудном пути становления и своего расцвета названия: «Двигательстрой», завод №182, п/я №1, п/я В-2700 «Дагдизель», АО «Завод «Дагдизель», он всегда оставался верным своему предназначению — крепить обороноспособность страны, обеспечивать людей работой, показывать пример подлинного интернационализма.

История свидетельствует, что приоритетными объектами стройки считались тепловая электростанция, самотечный водовод от Бекенеза, испытательная станция в море, ставшая образцом строительного искусства. Один за другим возводились производственные корпуса, полным ходом монтировалось оборудование, шла подготовка к выпуску опытных образцов изделий.

С 1938 г. предприятием руководил Владимир Иванович Алферов — автор ряда разработок, впоследствии лауреат Ленинской премии, Герой Социалистического труда, доктор технических наук.

К началу Великой Отечественной войны завод № 182 был уже одним из крупнейших действующих предприятий на Северном Кавказе. Его производственные площади составляли 11280 кв. м, численность персонала — 6000 человек. Особое внимание уделялось выполнению заданий по выпуску основной продукции.

К 1940 году выпуск современных (для того времени) скоростных торпед перевалил за 600 единиц, а в 1941 г. 3000 единиц.

Во время ВОВ завод принял на свои площади материальную часть и коллективы эвакуированных заводов из Киева, Большого Токмака, Таганрога и Ленинграда (№ 175, 215 и части других); в короткие сроки освоил производство авиационных торпед, а также производил большое количество глубинных бомб, зенитных снарядов, автоматов ППШ, мин, минометов, якорных и донных мин.

Известно, что в годы войны в Финском заливе с помощью торпед нашего завода было потоплено несколько военных кораблей фашистов, а в общем за период Отечественной войны из 15000 торпед, использованных в боях, 8000 (это почти 54%) были изготовлены на заводе №182, так тогда назывался «Дагдизель».

В 1942 и 1943 гг., несмотря на вынужденную эвакуацию основного производства, оставшиеся цеха успешно выполняли фронтовые заказы, поставляя боеприпасы и вооружение для сухопутных войск.

Весной 1944 г. после реэвакуации были восстановлены и пущены все цеха основного производства. Успешно выполнен заказ по основному профилю завода — авиационным торпедам 45-36 АН.

Освоение дизельной продукции началось в 1947 г., а через два года начался выпуск дизеля, идет интенсивное обновление станочного парка и переориентация части заводского производства на выпуск гражданской продукции. В 1952 г. завод освоил производство реактивных торпед РАТ 52, впоследствии переданных в КНР. В 1959 г. освоено производство самолета-снаряда 4К32, а в 1961 г. — крылатой ракеты морского базирования 4К44, которая была передана в 1964 году на авиационный завод в Центральной России.

Начало шестидесятых годов ознаменовалось освоением заводом принципиально новых образцов торпедной техники с электрической энергетикой и дизельных агрегатов.

Появление атомных подводных лодок потребовало пересмотра номенклатуры и назначения подводного морского оружия, поднятия производства на новый качественный уровень.

Совершенствовалась и дизельная продукция — дизели и дизельные агрегаты поставлялись в 34 страны мира, за высокое качество им был присвоен Государственный знак качества.

Росли экспортные возможности и морского подводного оружия, оно поставлялось в 8 стран.

Постоянное совершенствование теории, практики и конструирования, освоение передовых технологий позволили заводу «Дагдизель» занять ведущее место среди предприятий 4-го Главного Управления МСП, включиться в тесное сотрудничество с проектными организациями в деле создания морского подводного оружия новых поколений.

Коллектив завода воспитал ряд талантливых руководителей, конструкторов и ученых, таких как Левченко М. П., Аливердиев А. А., Абакаров А. И., Шаумциян С. Б., Феофилов В. И., Зыков А. А., Филин П. И. и многих других.

За своевременную и качественную поставку новой техники завод «Дагдизель» дважды был награжден высшими орденами Советского Союза: орденом Ленина (1971) и орденом Октябрьской Революции (1983), который он получил за разработку и внедрение нового комплекса «Плес», заменившего комплекс «Метель».

В настоящее время на завод приходится четверть всего объема производства промышленной продукции и четверть налоговых сборов по промышленности в Дагестане.

В 2008 г. АО «Завод «Дагдизель» вошел в состав государственного холдинга «Концерн «Морское подводное оружие — Гидроприбор», а в 2015 г. в состав АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение».

В 2017 г. был набор 95 молодых специалистов для работы в цехе, который оснащен новым современным оборудованием в рамках реализации проекта ФЦП «Реконструкция и техническое перевооружение производства подводного оружия на АО «Завод «Дагдизель», а также в отделах ОКБ и ОГТ.

Завод после перенесенных финансовых трудностей и пребывания на грани банкротства переживает свое очередное возрождение, выпускает новую продукцию, рассчитался с долгами и вышел на прибыль. Предприятие готово наладить производство товаров гражданского назначения, судовых дизелей и дизельных агрегатов. В настоящее время завод готовится к увеличению объемов производства основной и гражданской продукции, а также новой для предприятия авиационной номенклатуры.

© 2021 АО «Корпорация Тактическое Ракетное Вооружение»